- Возрождение
- термин, впервые употребленный архитектором, живописцем и историком искусства XVI в. Джорджо Вазари. В XVI в. В. рассматривалось как подъем культуры после долгих веков Средневековья. Оно возникло и ярче всего проявилось в Италии. Хронологич. рамки ит. В. — XIV—XVI вв. В ист. лит. принято говорить о Раннем, зрелом (Высоком) и Позднем В. Эпоха, предшествующая В., — Проторенессанс (Предвозрождение) (XIII — нач-XIV в.) — время Данте и Джотто; кроме того, часто используются ит. наименования столетий: дученто — XIII в., треченто — XIV в., кватроченто — XV в. И чинквеченто — XVI в. В. — раннебуржуазная культура, возникшая на почве раннекапиталистич. отношений, которые прежде всего зародились в Италии. Отличительными чертами В. являются: светский характер, индивидуализм, реализм (в области лит. и искусства), обращение к античности, глубокий интерес к ант. культурному наследию (отсюда и само название «В.»). Античность была для людей В. источником и образцом их творчества; мировоззренческой основой В. являлся гуманизм. В. обратилось к человеку как высшему началу бытия, обладавшему духовной и физ. красотой. Великие ит. художники Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан в совершенстве владели искусством изображения человека и окружающей среды (в объеме, пространстве, свете). В архитектуре главное внимание уделялось созданию светских зданий. В музыке развивалась вокальная и инструментальная полифония; появились новые муз. жанры: сольная песня, кантата, оратория, опера. Ит. В. оказало сильное влияние на развитие искусства др. западноевроп. стран, где оно наступило позднее. Подъем и развитие искусства Нидерландов, Франции и Германии в конце XV—XVI в. называют Северным В. Вершина Северного В. — творчество Яна ван Эйка, Питера Брейгеля Старшего, Дюрера, Ф. Рабле, поэтов «Плеяды» и т.д.Лит.: Алпатов М.В. Итальянское искусство эпохи Данте и Джотто. М., 1939; Алпатов М.В. Всеобщая история искусств. Т. 2. М.; Л., 1949; Боткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995; Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М., 1990; Бенеш О. Искусство Северного Возрождения. М., 1973; Буркгардт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. Т. 1-2. СПб., 1904-1906; Вазари Джорджо. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих эпохи Возрождения. СПб., 1992; Виппер БР. Итальянский Ренессанс XIII—XVI вв. Т. 2. М., 1977; Гарэн Э. Проблемы итальянского Возрождения. М., 1986; Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 1977; Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Гуковский МЛ. Итальянское Возрождение. Л., 1990; Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. М., 1978; Дживелегов А.К. Начало итальянского Возрождения. М., 1925; Культура Возрождения и общество. М, 1986; Культура эпохи Возрождения. М.,1986; Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения: В 3 т. М., 1956, 1959, 1979; Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982; Рутенбург В.И. Итальянское Возрождение и «Возрождение мировое» // Вопр. истории. 1969. № 11; Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976; Сказкин С Д. Из истории социально-политической и духовной жизни Западной Европы в средние века. М., 1981; Стам С.М. Культура Возрождения: вопросы содержания, эволюции, периодизации // Вопр. истории. 1977. № 4; Стам С.М. Корифеи Возрождения. Кн. 2. Саратов, 1993; Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.
Средневековый мир в терминах, именах и названиях. — Минск: Беларусь. Е. Д. Смирнова Л. П. Сушкевич В. А. Федосик. 1999.